ПЕРВЫЕ ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

   Первые четыре дня Великого поста в нашем храме как и во всех других православных храмах мира читается удивительный по красоте, проникновенный, Великий  Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Который и призывает нас вспомнить свою греховность и прийти к покаянию. Принято на каждый тропарь канона класть земной поклон.

   Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются.

  Во время чтения канона в храме как будто все замерло – тишина. Прихожане в глубоком поклоне молятся, батюшка читает тропари, певчие поют проникновенно о человеческой душе, которая все метется в суе и отстоит далеко от Бога.

Покаянный великий канон — сочинение преподобного Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. в нашем храме находится частица его святых мощей. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой.

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

  Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: «Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса» (песнь 4).

   Великий канон преподобного Андрея, безусловно, основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника. И заслуга святителя Андрея Критского в том, что он смог их опыт запечатлеть в каноне.

А по прочтении Покаянного канона поется торжественное великопостное песнопение. Певчие нашего клироса особенно красиво поют это песнопение.

Текст представляет собой разные части пророчеств Исаии, соединенные в одну песню. Так, разные строчки взяты из 8.10 и 9.6 пункта пророчеств Библии. К примеру, упоминаемые «языцы» – язычники, представители разных верований, которые ранее не признавали одного бога. Фраза «С нами Бог, разумейте языцы» означает, что вскоре придет Творец, который будет защищать людей и с которым больше не будет страшно.

Из слов «Его же начальство бысть на раме Его» понятно, что на плечах пришедшего Бога будут видны его царские и небесные знаки покровительства. Речь идет о славных и великих чудесах Иисуса Христа, которые он совершал в течение своей земной жизни.

Душеполезного Великого поста.