ТАИНСТВО ВНУТРИ ТАИНСТВА

В НАШЕМ ХРАМЕ ВОЗРАЖДАЕТСЯ ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ, СОВЕРШАТЬ ВЕНЧАНИЕ ВО ВРЕМЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ.

   В нашем храме Зачатия Иоанна Предтечи по благословению Преосвященнейшего Никиты возрождается древняя традиция совершения Таинства Венчания во время Божественной Литургии.
   Служатся такие особые Литургии настоятелем храма иереем Максимом. На которой могут присутствовать не только гости венчающейся пары, но и любой верующий христианин, помолиться за молодых и также как и они Причаститься Святых Христовых Таин.
   В глубокой древности не было отдельного чина венчания. Бракосочетание совершалось на Литургии как часть службы и завершалось причащением, ибо, как писал Симеон Солунский: “завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение”.

    В этом Таинстве Таинств, по мысли древней Церкви, получают завершение и все остальные христианские таинства. Принятием Святых Даров завершалось на специальных “Крещальных Литургиях” крещение. Воспоминанием этого является пение “елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся”  в некоторые праздники вместо обычного “Трисвятого”.
     На Литургии и ныне совершается рукоположение во диакона, священника и епископа. В “Послании к жене” Тертуллиан (II в.) писал, что “брак согласовывается с церковью”, “знаменуется благословением”, “написуется ангелами на небеси” и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией.
   Бракосочетание происходило на Литургии оглашенных и завершалось, как можно полагать, на Литургии верных причащением новобрачных от единой чаши: он – “во имя Отца”, она – “во имя Отца”, он – “во имя Сына”, она – “во имя Сына”, он – “во имя Святого Духа”, она – “во имя Святого Духа”, – причащались совместно друг за другом как единая тварь, единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь. Священники причащаются из чаши трижды; при совместном богослужении – последовательно друг за другом.

  Теперь положено начало служению таких особых Божественных Литургий, как в глубокой древности!

   Совместное участие супругов в Евхаристии – необходимое условие для созидания домашней церкви. Церковь есть мистическое тело Христово, и стать членом этой Церкви, иметь у себя малую церковь, теперь уже – церковь двоих – можно только через причастие Тела и Крови Христовой. Сопричащение – тот идеал, к которому супругам следует стремиться в течение всей совместной жизни.

   Также в нашем храме возможно просто совершить Таинство Венчания отдельно от Литургии.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). 

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери 
  • венчальные свечи
  •  рушник – венчальное полотенце
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное.

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения)
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн
  • (если венчание совершается отдельно от Литургии) прийти в храм после Божественной Литургии, предварительно приобщившись Святых Христовых Тайн. 

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок)
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте не обязательно
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство Церковь освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).
  • Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Невозможно венчаться с…

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
  • некрещеными
  • атеистами, пусть даже и крещёными
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве
  • людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания

  • Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; стоит отнестись со вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником:  в течение всего Таинства Церковь  почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей)
  • все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак