Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни.
Эти дни Родительские субботы. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в будние дни Великого поста заупокойные поминовения не совершаются , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.
Накануне, вечером в пятницу, в храмах служится великая панихида — «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Литургию и общую панихиду. В этот день христианину следует прийти в храм и, по возможности, причаститься Святых Тела и Крови Христовых. Поскольку всякое поминовение происходит через Причастие, соединение со Христом.
Что происходит после того, как записки отнесут в алтарь?
Церковь верит, что Христос омыл Своей кровью грехи всех людей, живых и умерших. Церковь – Тело Христово, что символически означает особый церковный хлеб — просфоры, на котором служится Литургия. Богослужебных просфор – четыре. Перед началом службы священник готовит хлеб и вино к Причастию и при этом совершает поминовение всех членов Церкви, живых и усопших, вынимая маленькие частицы из этих просфор.
Частица из просфоры – символ души поминаемого. Когда вынимаются частицы за упокой, священник читает записки об упокоении.
Также в родительскую субботу, после завершения литургии, на панихиде, всем православным верующим нужно помолиться о своих усопших родных и близких. Чем глубже молитва христианина, тем крепче в нем чувство любви, достоинства и благодарности по отношению к тем, кто когда-то жил в этом мире.
В родительскую субботу в центре храме устанавливаются столы для приношений. Такой стол – он называется канунный – стоит и в обычные дни рядом с каноном – квадратным подсвечником перед Распятием, куда ставят свечи за упокой.
На нем много разных продуктов. Но эти дары приносят не для того, чтобы «умилостивить Бога». Это давняя традиция: первые христиане всегда приносили в храм хлеб и вино, масло для лампад. Это была жертва храму. Часть ее шла на трапезу после литургии, часть – для нуждающихся.
Сейчас эта традиция продолжается. На поминальные столы приносят хлеб, крупы, фрукты, конфеты, муку, кагор не только в дни всеобщих церковных поминовений — родительских суббот, но и к любой литургии. Принимая приношение, священники поминают тех, за кого приносится жертва. Мясо и мясные продукты в храм приносить не принято.
Любую жертву, которую человек делает от доброго сердца, примет Бог. Но нет для усопших большей помощи, чем милосердие и добрая жизнь их близких.
Храни Господь!