Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту именуется в Православном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопустной. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мёртвых; второе – предписанием Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса.
Сама мысль о конце нашей жизни, отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и привыкает всей душой к тленному и мимолетному.
Мясопустная Неделя посвящена напоминанию нам о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание нужно нам для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием. И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
Также эта неделя подготовительная ко Святой Четыредесятнице называется сырной, сыропустной, в народе масленой — масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.
Преподобный отец Амвросий Оптинский писал в письме: «Поздравляю Вас с широкою Масленицею, которую требуется проводить поуже, чтобы душевные наши дела не сделались хуже».
Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. Последнее воскресение перед постом имеет в Триоди надписание «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово».