Неделя о Страшном суде. Масленица.

Тре­тье вос­кре­се­нье под­го­то­ви­тель­но­го пе­ри­о­да к Ве­ли­ко­му по­сту име­ну­ет­ся в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре Неде­лей о Страш­ном су­де, или Неде­лей мя­со­пуст­ной. Пер­вое на­зва­ние про­дик­то­ва­но те­мой еван­гель­ско­го чте­ния за Ли­тур­ги­ей – о бу­ду­щем Страш­ном су­де жи­вых и мёрт­вых; вто­рое – пред­пи­са­ни­ем Цер­ков­но­го уста­ва: не упо­треб­лять по­сле это­го вос­кре­се­нья мя­са.

Сама мысль о конце нашей жизни, отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и привыкает всей душой к тленному и мимолетному.

Мясопустная Неделя посвящена напоминанию нам о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание нужно нам для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием. И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

Также эта неделя подготовительная ко Святой Четыредесятнице называется сырной, сыропустной, в народе масленой — масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.
Преподобный отец Амвросий Оптинский писал в письме: «Поздравляю Вас с широкою Масленицею, которую требуется проводить поуже, чтобы душевные наши дела не сделались хуже».


Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания. Последнее воскресение перед постом имеет в Триоди надписание «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *