Поздравления с Новым Годом! Слова святых отцов.

Святитель Феофан Затворник

«С новым годом, с новым счастьем», – приветствуем мы ныне друг друга. Но подвергал ли кто рассмотрению, как это наступающий год есть новый год? И откуда возьмется в нем что-либо новое? «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9–10).

Так что же – смысла нет в наших приветствиях?! Быть не может, чтоб такой всеобщий и древностию освященный обычай не имел смысла, и смысла глубокого.

«Будет небо новое и земля новая», – говорит Господь. Поэтому все мы, верующие, «нового неба и новой земли по обетованию Его ждем» (2 Петр. 3, 13). Вот первая истинная новость!

Но есть подобная же новость и для каждого из нас, которая входит в нас и являет в нас силу свою, когда каждый из нас становится причастником восстановительных сил, принесенных на землю. Начало сему обновлению полагается во святом крещении, в котором мы совлекаемся ветхого человека и облекаемся в нового, или возрождаемся к новой жизни. В тех, которые сохраняют благодать крещения, сила внутреннего обновления не перестает действовать.

В этом, братие, предназначение наше. Почему образ сего обновления мы уже носим в душе, и сознание его обнаруживается в ее предчувствиях, даже и тогда, как душа чужда бывает обновительных сил. Вот причина, почему мы так любим новое и так заботливо ищем его!

Надо стать новыми в себе, и жажда нового будет удовлетворена и постоянно удовлетворяема. Ибо новая духовная жизнь во Христе Иисусе по своему существу постоянно нова! Постоянно же присущая внутрь нас новость будет утолять жажду нового. Сего да сподобит Господь всех вас! Лучшего пожелать вам не могу в нынешнее новое лето.

Святитель Иннокентий Херсонский и Таврический

«Настоящий вечер, братие, служит последним пределом прошедшего года: завтра мы пробудимся уже в новом лете.

Но пробудимся ли? Все ли пробудимся? И сего не ведаем заподлинно: тем паче не знаем, что ожидает каждого из нас в наступающем году.

Оставим же попытки прозревать в будущее и мучить себя догадками: будем пользоваться тем, что нам предоставлено, употребляя настоящее время как должно. В награду за это мы спокойно будем идти навстречу всякому будущему. Принесет ли оно нам счастье с добродетелью — мы не ослепимся блеском его. Принесет ли несчастье при добродетели и чистой совести — мы равнодушно перенесем его и обратим к вечному благу нашей души. Придет ли за нами самый ангел смерти, — и он найдет нас с горящим светильником веры и любви. Аминь».

Преподобный Варсонофий Оптинский

«Приветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин. 16, 21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода — ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую».

Преподобный Амвросий Оптинский.

«Поздравляю тебя со вступлением в Новый год. Сердечно желаю тебе и всем в N живущим мирного и душеполезного жития во дни сия. В Новый год приходил ко мне разный народ с поздравлениями и одна приезжая особа рассказала следующее: в Новый год пришли ученики к учителю с поздравлением и он их приветствовал так: «Дети! И я поздравляю вас с Новым годом и в Новый год желаю вам быть поумнее». Ученики учителю простодушно отвечали: «И вам того же желаем». Простодушный ответ детей очень пришелся кстати. Полезно для всех учащих и учащихся после старых ошибок наперед быть поумнее и стараться поступать благоразумнее. Но как-то эта наука скоро не дается. Требует много терпения и понуждения; прежде всего, внимания и смирения, покорности и послушания заповедям Божиим и повиновения старшим».