Братья и сестры, осталось чуть более недели до начала Великого поста.
В этом году 2 марта в жизни Церкви начинается особый период духовного обновления, нравственного возрастания и очищения, который православные христиане называют Великий пост.
Великий пост — самый важнейший и самый древний из многодневных постов. Он называется еще Святой Четыредесятницей и напоминает нам о сорокодневном посте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в пустыне.
Великий пост вводит нас в Страстную седьмицу и затем направляет к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения, который мы будем праздновать в этом году 19 апреля.
Великий пост время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и Исповедью) и достойно причаститься Святых Христовых Таин.
ПОСТ — ЛЕСТНИЦА ДУХОВНОГО ВОЗРАСТАНИЯ.
У многих людей. намеренных поститься, а особенно у тех, кто впервые приступает к этому святому деланию, возникают вопросы: «ЧТО КУШАТЬ?» И это представление. что именно еда определяет понятие поста, ставится обычно во главу угла. Но это не так. Воздержание от мясных, молочных продуктов, яиц (продуктов животного происхождения) является необходимым, но вспомогательным средством для достижения основных целей поста.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с борьбой со страстями и пороками, искоренением злых дел, с прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.
Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. И если мы держим пост для того, чтобы похудеть, очистить свой организм от шлаков или, что хуже, — для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но причиняет вред душе.
Духовная суть поста была выражена в словах пророка Исаии, который говорит: «Отдай голодному душу свою» (Ис 58:10). Пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного,разделить свой хлеб с ближним. Пост — это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собой ради других. Время Великого поста отведено нам для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь именно в этой перспективе.
Необходимо помнить, что Церковный Устав, согласно которому в календарях и других источниках приводится правила пощения, рассчитан на монастырский уклад жизни, где все подчинено посту и молитве. А современный человек живет в совершенно в другом ритме, испытывает совсем другие нагрузки и физические и эмоциональные.
Поэтому меру воздержания в пище необходимо согласовывать с состоянием своего здоровья, посоветовавшись со своим духовником или священником, у которого вы регулярно исповедуетесь, нужно определить посильную меру поста.
Послабление поста разрешается пожилым, больным людям, беременным женщинам, детям, людям, несущим большую физическую нагрузку, путешествующим, тем у кого нет возможности поститься. Если у вас есть проблемы со здоровьем, можно проконсультироваться с врачом, насколько сможете себя ограничить. Возьмите благословение.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСТЕ.
Пост есть насилие естества, отвержение всего,что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение,удержание многословия,причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
Преподобный Иоанн Лествичник.
Фарисей больше нашего молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
Преподобный Анатолий Оптинский.
Сколько отнимешь у тела столько придашь сил душе.
Святитель Василий Великий.
Пост представляется мрачным пока не вступают в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни…
Святитель Феофан Затворник.
Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит а внутри пустой.
Преподобный Силуан Афонский.
СЛОВО БОЖИЕ О ПОСТЕ.
Пост установил Господь наш Иисус Христос: Но придут дни когда отнимется у них Жених. и тогда будут поститься (Мф. 9:15).
Святые апостолы и первые христиане постились: Тогда они, совершив пост и молитву возложили на них руки, отпустили их (Деян 13::3).
Бог говорит, что не принимает поста тех, кто поститься и дерзкою рукою бьет ближнего своего: » Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис 58:3-4).
Недопустимо возноситься самому и унижать других: «Тот кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим 14:3).
Нельзя поститься напоказ: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты когда постишься, помажь голову свою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой видящий тайное воздаст тебе явно (Мф 6:16-18).
Чтобы наш пост был угоден Господу, необходимо примириться со всеми и самим всех простить: Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23-24).
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ВЕЛИКОМУ ПОСТУ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЕШИЛ ВЗОЙТИ ПО ЛЕСТНИЦЕ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВСТРЕЧУ ВОСКРЕСШЕМУ ХРИСТУ.
Великий пост самое благодатное время для борьбы с греховными привычками, что не возможно достичь своими силами без действий Божественной благодати. Поэтому каждому верующему человеку необходимо исповедоваться и причащаться. К этим Таинствам приступаю за Литургией, которая постом служится обычным чином в субботы и воскресенья, а в среду и пятницу совершается особый чин — Литургия Преждеосвященных даров.
По традиции, со второй неделе Великого поста в храмах совершается Таинство Елеосвящения или Соборования, в котором при помазании частей тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Иак 5:14-15).
В первые четыре дня поста за вечерним богослужением читается удивительный по красоте и глубине Великий Покаянный Канон Андрея Критского.
В воскресные вечера совершаются Пассии — особенные богослужения с чтением Акафиста и отрывка из Евангелия о Страданиях Христовых.
Во 2-ю, 3-ю, 4-ю субботу поста совершаются особые заупокойные богослужения.
7 апреля мы празднуем Благовещание Пресвятой Богородицы. В этот день уставом разрешается вкушение рыбы.
12 апреля — великий праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седьмица, готовящая нас к светлому Празднику Пасхи.
Братья и сестры будем стараться достойно пройти поприще поста, чтобы мы могли в духовной радости сказать друг другу: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ — ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!