… встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5; 14).
«Когда действительно хотите, отвечает апостол, праздновать достойным образом Пасху; то празднуйте оную «не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:8,7)… “Но почему апостол, говоря о Пасхе, упоминает о закваске? Что за отношение между закваской и Пасхой?” – Следующее: давая совет, как праздновать христианам свою Пасху, апостол имел притом в виду пасху иудейскую. Иудеям, во время празднования их пасхи, под опасением смерти, повелел Господь беречься всего квасного (Исх. 12:15): поэтому они за несколько дней до пасхи оставляли, и теперь оставляют, употребление закваски. Имея в виду такой обычай и такую строгость Церкви ветхозаветной, апостол советует то же делать и христианам, во время празднования своей Пасхи, то есть соблюдать безквасие. Но иудей берегся закваски вещественной, ибо был под законом обрядовым, порабощён «вещественным началам мира» (Гал. 4:3); а христианин должен беречься закваски духовной – злобы и лукавства. Иудей вкушал в продолжение пасхи опресноки, бывшие только символом чистоты, а христианин должен питаться самой вещью, иметь чистоту духовную».
свт.Иннокентий Херсонский. “Светлая седмица”, гл. “Слово в Понедельник Светлой Седмицы”.
«Праздник всякий любит чистоту; вследствие чего, мы очищаем к праздникам дома наши и одежды; омываем самих себя. Но для Воскресшего нужна не эта чистота. Он готов принять нас в рубищах, готов нагих посадить за трапезу с собой, коль скоро душа чиста и облечена в одежду невинности. И напротив, омытые уста для Него отвратительны, когда на них обитает ложь и нечистота сердечная: и светлая одежда для Него хуже вретища, когда под ней сокрываются страсти, когда она куплена притеснением ближних».
свт.Иннокентий Херсонский. “Светлая седмица”, гл. “Слово в Понедельник Светлой Седмицы”.
«Братия, как далеко отстоят наши празднования Пасхи от истинного празднества, которого требует апостол! Вам известны обычаи мира в эти дни, происшествия, их наполняющие, занятия, в которых они проходят: скажите сами, когда менее чистоты и святости между людьми, как не в эти дни? Когда наиболее злословят, лгут, кощунствуют, как не в эти дни? Когда наиболее распрей, браней, даже убийств, как не в эти дни? – С окончанием поста как будто оканчивается у многих все доброе; Христос воскресает, а они умирают духом! И для людей с чувством христианским тяжело смотреть в эти дни на безумные игрища, на забвение многими всякого воздержания, на явное торжество нечистых страстей: каково же должно быть при этом воскресшему Господу, Тому, Который, для того и умер за нас, чтобы соделать всех нас людьми чистыми и святыми?»
свт.Иннокентий Херсонский. “Светлая седмица”, гл. “Слово в Понедельник Светлой Седмицы”.
«Ты, как бы так говорил Он, не хочешь служить Мне, хотя куплен Моей Кровью; не хочешь следовать за Мной, хотя клялся быть Моим последователем. Окажи, по крайней мере, одну милость: «Потерпи на Мне», не предавайся порокам при Мне, не изгоняй Меня прежде времени, не благословляй в лицо. «Потерпи на Мне», хотя ненадолго, хотя в день Воскресения Моего, в тот день, когда и узникам дают свободу, и с врагами обходятся дружелюбно. Пусть пройдут Мои торжества, перестанут славословия, затворятся двери: тогда, если хочешь погубить душу твою, тогда твори угодное тебе: а теперь не изменяй так нагло, не безславь Моего Креста, не порочь своей веры и Моей Церкви. «Потерпи на Мне», потерпи во свидетельство Мое; Мне нужно свидетельство! У Меня идет спор, и спор не малый: «Мною определено собрать народы на суд» (Соф. 3:8). Это овцы… «которые» еще «не двора» Моего (Ин. 10:16), которых Мне тяжко подобает привести в ограду Церкви. Но как привести, когда, приведенные уже будут бежать вон? – Как привести, когда неверные видят в последователях Моих все мерзости язычества? Как привести, когда Меня Самого изгоняют из храмов безчинствами во дни самого Воскресения Моего? Итак, еще прошу: «потерпи на Мне; ибо Мною определено собрать народы на суд»! Иначе иудей за тебя будет издеваться надо Мной; иначе магометанин за твою жизнь будет поносить Крест Мой; иначе суд Мой с ними будет продолжительнее; ибо у Меня будет недоставать свидетельства Моих последователей. Сам диавол посмеется над торжеством Моим: Я буду показывать язвы, за тебя понесенные, а он будет выставлять язвы, тобой за него носимые; Я буду изводить души из ада, а он твою душу повлечет во ад; Я буду распространять Жизнь и Воскресение, а он через тебя будет разливать смерть и тление».
свт.Иннокентий Херсонский. “Светлая седмица”, гл. “Слово в Понедельник Светлой Седмицы”.
«Кто соблюдает заповеди Мои, как бы так говорит Господь, тот не может – за них – не любить Меня; равно, и кто любит Меня, тот не может, по любви ко Мне, не соблюдать заповедей Моих; ибо одно без другого быть не может: ни любовь без добродетели, ни добродетель без любви. А кто любит Меня таким – деятельным – образом, тот не может не быть возлюбен Отцем Моим и Мною: ибо любовь и в людях производит любовь же, тем более в Боге. А искренно и сильно любящие друг друга не могут долго оставаться без свидания: «явлюсь ему Сам»!».
свт.Иннокентий Херсонский. “Светлая седмица”, гл. “Слово в субботу Светлой Седмицы, на литургии”.