О скорбях, болезнях и их терпении.

В сегодняшний нелегкий период коронавирусной инфекции, распространившейся по всему миру, в период, когда мы все особенно нуждаемся в помощи, в первую очередь духовной, хотим привести несколько слов утешения.

Наша земная жизнь полна скорбей: это болезни — особенно сегодняшняя пандемия, потери, неурядицы и нестроения, неприятности, огорчения, несчастные случаи… Иногда люди унывают от находящих на них скорбей и начинают роптать. Порой такой ропот доходит даже до отрицания веры в Промысл Божий. Но вот что писали Святые Отцы о смысле скорбей, о том почему они попускаются Богом и как нам понести их.

Архимандрит Серафим (Розенберг).

Временное страдание есть горькое, но полезное лекарство, если претерпим — то оно нам во Спасение; ведь мы достойны по грехам худшего. Бог посылает страдание во Спасение нам, принимай его со смирением и радостью. «Милость Свою Господь мне послал», — говорил отец Иоанн Кронштадтский о своей болезни.

— Мучение и даже смерть не суть зло. Грех, неведение Бога, нерадение — вот зло, гибель души.

— Клевету, наказание (когда и бываю невиновен), оскорбление, гонение, обиду, болезнь, нищету, голод, холод, заточение, труд каторжный — все терпи с благодарностью. Все обязуюсь терпеть Бога ради, оставления грехов и будущего блаженства с радостью, благодарением.

— И искушению радоваться следует — и побеждать его, терпением и молитвою к Богу о помощи, благодарить Господа за это искушение, видеть здесь Промысл Божий.

— Свои скорби, болезнь следует скрывать — будь весел пред людьми; думай: какое им дело до моих скорбей.

— Кто потерпит досаждения, без труда спасется. Великомученице Варваре Спаситель в ее страданиях дал обетование: «Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем».

— Христос — Царь наш — страдалец; Он — Царь мучеников, нищих, гонимых. И Царица — Богородица — страдалица.

— «В терпении обретай мужество», — говорит святой Ефрем Сирин. Терпеть надо все без исключения, принимая то, как от руки Божией. Терпи мужественно все, преодолевай себя. Бога ради неси недуги и крест.

— Крест свой тяжел, но, преобразясь в Крест Христов — делается легок. Сам Господь говорит об этом: «иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф 11, 30). Достигнешь сего, если, даже и каясь, будешь благодарить Христа; от благодарения и славословия — приходит радость. Не ропщи на тяжесть твоего креста, но многократно повторяй: слава Богу!

— Уповай на помощь Божию. Ведь «упование… не посрамит» (Рим.5,5). Болеешь — жди с упованием утешения от Бога; когда же радуешься — жди от Бога смиряющей скорби.

— Молись: «Господи, ими же веси судьбами спаси нас, грешных. Помоги нам, грешным, благодушно терпеть посылаемые Тобою скорби».

— Если против желания терпишь болезнь, холод, досаду, укор, насмешки — вспомни Царя, без воли и ведения Коего ничто не совершается. Раз Он допустил сие — это и есть самое нужное — лучшее тебе. Ты ведь часто молишься: «Да будет воля Твоя». Вот и отвергай свою волю, подчиняя ее воле Божией.

Преподобный Макарий Оптинский.

— И болезненным нужно смирение, ибо оно сугубо успокоит по таинственного оного силе.

— Смирение и одно спасет, а прочие добродетели без смирения никакой нам не принесут пользы.

— Нам должно всемерно стараться о приобретении смирения, потому что имеем брань с гордыми бесами, а смирение на них — беструдная победа… Чем же стяжем сие сокровище — смирение? Надобно поучаться в писаниях Святых Отцов о сей добродетели и иметь во всем самоукорение, а ближних видеть лучшими себя: ни в чем их не укорять и не осуждать, а укоризны от них принимать как посланные от Бога ко у врачеванию наших душевных болезней.

Преподобный Варсонофий Оптинский.

— В Евангелии говорится: «Блажени есте, егда поносят вам…» (Мф.5,11). На первый взгляд кажется странным, какое тут блаженство; бранят, возводят клевету – ведь это одна скорбь! Но нет, это – блаженство, если терпеть во имя Христово. Одного Старца спросили, как он относится к поношениям. – Со скорбью, – ответил тот. – Неужели и тебя трогают поношения? – Нет, – отвечал Старец, – за себя я радуюсь, но скорблю за тех, которые слушают поношения, потому что они лишаются той пользы, которую могли бы получить от Господа через меня, грешного. «Тогда предадят вы в скорби и убиют вы: и будете ненавидими всеми языки имене Моего ради» (Мф. 24, 9). Слово это относится ко всем Христианам, которые жили в первые века Христианства, и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – вёдро; так и скорбь и радость сменяют одна другую.

МОЛИТВА В БОЛЕЗНИ ГАВРИИЛА СЕДМИЕЗЕРСКОГО

Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услышь воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь! Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз. Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да пресытит мя благодатью Своею, да узами любви Его прикованный у ног Его пребуду вовеки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его. К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя сладость, жизнь, здравие, радость паче мира сего радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света. Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих. Но, о свете мой, как услаждают меня лучи света Твоего, падающие на раны мои! Согретый теплотой их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся. Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, — не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира. Освете, радость моя, сладость моя, Иисусе! Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцом и Духом вовеки. Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи, Аминь.